К 125-ти летию Минералогического музея

Минералогический музей Томского государственного университета является одним из старейших и наиболее крупных вузовских музеев страны за Уралом. Он был основан профессором А.М. Зайцевым в 1888 году. 
Безымянный.png

 Своим созданием и открытием музей во многом обязан значительным пожертвованиям, которые делали горные инженеры, золотопромышленники, ученые, высшие учебные заведения.

Первое пожертвование было сделано в 1880 году томским купцом З.М. Цибульским. Он передал музею 882 образца минералов и 138 образцов горных пород, характеризующих, главным образом, месторождения Восточной Сибири.

Одним из первых поступлений для минералогического музея была коллекция минералов (201 образец) крестьянина Козьмы Юкова, собранная им в окрестностях Колыванской фабрики и по рудникам Змеиногорского края. Это было зафиксировано в журнале Строительного комитета по возведению зданий университета 12 октября 1881 г.

В 1883 году музею была подарена коллекция начальником Змеиногорского округа на Алтае горным инженером П.П. Ивановым, содержащая 2949 штуфов минералов и горных пород, большей частью из рудников Западного Алтая. Коллекция собиралась известным горнм инженером Г.Б. Остермейром, была дополнена П.П. Ивановым и пожертвована университету.

В 1884 году попечителем Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринским была приобретена коллекция инспектора Иркутской гимназии В.И. Седакова, содержащая свыше 1000 образцов минералов из Восточной Сибири (Адун-Чилон, Слюдянка, Нерчинские рудники), и подарена минералогическому музею.

Таким образом минералогическому музею еще до открытия были пожертвованы частными лицами ценны минералогические, петрографические и палеонтологические коллекции, которые легли в основу музея. Все поступившие в 1888 году 9916 образцов были размещены в музейной комнате №1 (ныне ауд. 116, 117) в 9 витринах и 5 шкафах.

К своему открытию музей уже обладал богатой коллекцией минералов, которые активно использовались для проведения учебных занятий, организации выставок, проведения экскурсий.

В своей речи при открытии университета попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский подчеркнул: «Относительно учебных и научных пособий Томский государственный университет может считать себя особенно счастливым. Люди, близко принимающие к сердцу потребности высшего просвещения, помогли ему подготовить к открытию учебных курсов богатые коллекции по многим отраслям естествознания. Благодаря им, естественно-исторические музеи нашего университета в первый же год своего существования поставлен в такое положение, что учащие и учащиеся могут найти в них достаточные пособия для научных занятий».

Экскурсии в музей проводились по воскресным дням в течении всего учебного года. Число посетителей, принадлежавшим к разным слоям общества колебалось от 50 до 200 человек в день.

Уже в декабре 1888 года в университете была организована первая научная выставка, на которой демонстрировались коллекции горных пород, минералов, палеонтологические коллекции, коллекция зоологическая, ботаническая, она произвела большое впечатление на посетителей и стала своеобразной формой взаимодействия университета с местным обществом, частью культурной жизни университетского города и региона.

Минералогический музей стал первым на территории Сибири специализированным собранием руд минералов, горных пород, окаменелых остатков древних животных и растений, а его основатель А.М. Зайцев приложил немало усилий для развития своего детища. На протяжении шестнадцати лет, начиная с 1889 года, он каждое лето проводил научные экспедиции, изучая геологическое строение окрестностей Томска, Кузнецкого Алатау, Хакасии, Алтая, Урала, пополняя тем самым фонды музея. Им было собрано около 4000 штуфов. Кроме того профессор А.М. Зайцев, выезжая за границу с целью знакомства преподавания там минералогии, приобретал также для музея новые коллекции минералов. Им были приобретены образцы минералов многих зарубежных месторождений и знаменитой фирмы «Д-р Кранц».

Огромную помощь А.М. Зайцеву в пополнении фондов музея оказывали хранители музея А.Н. Державин и П.П. Пилипенко. А.Н. Державин, исполняя обязанности хранителя музея с 1888 по 1901 годы, проводил научные экспедиции в пределах Томской губернии, собрал и доставил в музей 1980 образцов минералов и горных пород.

В 1903 году по приглашению А.М. Зайцева должность хранителя минералогического музея занял П.П. Пилипенко, окончивший в 1902 году Московский университет. Он с первых дней работы в университете много времени уделял минералогическим коллекциям, приводя их в порядок, определяя минералы. Систематизация поступивших в музей коллекций была начата в 1904 году и огромная работа в этом плане была проделана П.П. Пилипенко. Он много путешествовал, занимаясь минералогическим исследованием Западного и Центрального Алтая. Во время научных экспедиций им было доставлено в музей 3208 образцов горных пород и минералов с Западного Алтая.

В это же время в музей была подарена богатая петрографическая коллекция  (4350 образцов) горным инженером Р. Гельмгакером, что значительно увеличило фонды музея.

Небольшие коллекции и единичные образцы минералов, руд горных пород поступали в музей из частных коллекций ученых, горных инженеров, золотопромышленников, высших учебных заведений (Н.Д. и А.Д. Романовские, В.А. Обручев, Ф.Е. Засс, А.И. Злобин, В.С. Реутовский и многие другие).

Безусловно, все первые коллекции, пожертвованные на заре становления музея имеют большую историческую и научную ценность, т. к. представляют собой уже отработанные и недоступные для непосредственного наблюдения сегодня объекты.

Позднее в советский период неоценимый вклад в развитие минералогического музея внес профессор И.К. Баженов. С его именем связано систематическое геологическое изучение Западного Саяна, восточного склона Кузнецкого Алатау и Минусинской котловины. В результате многочисленных экспедиций Баженова И.К. и зимних студенческих экспедиций, организатором которых он был, фонды музея значительно пополнились. В 1991 году минералогическому музею было присвоено имя профессора И.К. Баженова. 

Огромное внимание развитию и процветанию музея оказывали и оказывают преподаватели кафедры минералогии и геохимии, а также выпускники и сотрудники геолого-географического факультета, которые в результате многолетних экспедиционных работ систематически пополняли и пополняют фонды музея ценными коллекциями. Это минералы и руды полиметаллических месторождений Рудного Алтая, железорудных объектов Алтае-Саянской области, оловорудных и полиметаллических месторождений Средней Азии и Дальнего Востока, редкометальных пегатитовых полей Монголии, Памира, Енисейского кряжа, Тувы и др. И здесь необходимо прежде назвать нынешнего заведующего кафедрой минералогии и геохимии Коноваленко С.И., передавшего музею большое количество уникальных образцов, в том числе двух вновь открытых им минералов тусионита и ташелгита, а также впервые найденных на территории бывшего СССР, виитаньемита, стибиоколумбита, тетравирмикита, геландита и многих других. Свой вклад в пополнение коллекций музея в разные годы внесли Б.М. Тюлюпо, А.И. Летувнинкас, В.А. Баженов, Г.М. Татьянин, Л.А. Зырянова, В.Л. Свешникова, А.Д. Бабанский, Ю. В. Уткин, В.Г. Родыгина, А.И. Родыгин, П.В. Осипов, А.А. Егоров, Г.Б. Князев, А.Д. Строителев, А.И. Чернышев, А.В. Маноева, Н.Н. Борозновская, В.Е. Хохлов, И.И. Матросов, В.М. Яковлев, Л.И. Шабалин и многие, многие другие.

В последнее десятилетие фонды музея пополнились уникальными коллекциями минералов Монголии и Киргизии, собранными во время научных экспедиций сотрудниками и студентами кафедры минералогии и геохимии С.И. Коновалнко, А.А. Баевой, О.В. Бухаровой, Зениной К.С., Герасимовым В.К. В 2011 году сотрудники кафедры и музея Л.А. Зырянова, С.И. Коноваленко, В.Л. Свешникова выезжали на скарновые полиметаллические и боросиликатные месторождения Дальнегорского рудного поля. Собранные ими образцы этого удивительного коллекционного рая также украшают сегодня экспозиции музея.

Большую коллекцию новых и редких минералов (около 50 образцов) собранную в разные годы (1996-2009 гг), главным образом из месторождений Кольского полуострова, в 2011 году подарил музею сотрудник МГУ доктор г-м-н И.В. Пеков.

Уникальные коллекционные образцы минералов из зоны окисления Рубцовского полиметаллического месторождения куприта, самородной меди, азурита, марШита были предоставлены в музей выпускниками геолого-географического факультета А.А. Тишеловичем, Н.Д. Литвиновым, В.И. Чурсиновым, Ю.В. Васильевым, Л.А. Зыряновой, О.М. Гриневым.

Минералогический музей является гордостью не только факультета, но и университета. Музей всегда выполнял свою главную функцию – учебную и научно-просветительскую. Сохранение, экспанирование коллекций музея является важной миссией университетского музея. Уже с открытия музея была предусмотрена должность хранителя музея, которую в разные годы исполняли А.Н. Державин, А.В. Емельянов, П.П. Пилипенко, Красненькая Т.Е. и Кузнецов Ю.А., который был принят временно исполняющим хранителем музея с 20 ноября 1924 (согласно приказу ТГУ №308 от 17 ноября 1924 г) и проработал до 1925года. Затем должность хранителя музея из штата исчезла.

Обязанности заведующего минералогическим музеем со дня его открытия исполняли вначале заведующие кафедрой минералогии и геологии, а в 1944 году на должность заведующего музеем была принята выпускница 1944 года геолого-почвенного факультета Кочетова М.А., проработавшая до 1950 года, затем Родыгина В.Г. (1950-1954гг), Булынников В.А. (1954-1957), Индукаев Ю.В. (1957-1958), Калинин Д.В. (1958-1959гг), Строителев А.Д. (1959-1972гг), Зырянова Л.А. (1972-1973гг).

С 1973 года заведует минералогическим музеем Свешникова В.Л., которая уделяет большое внимание развитию и процветанию музея.

Необходимо отметить, что период с 1960 по 1980 годы был самым продуктивным в плане пополнения фондов музея. Преподаватели, студенты после каждого летнего полевого сезона привозили богатые коллекции минералов. В настоящее время поступление образцов в музей резко сократилось. Это связано и со сложными экономическими трудностями, и сотрудники кафедры и музея реже стали выезжать в экспедиции. Студенты, выезжающие на производственные практики, лишены возможности доставлять в музей образцы.

Безусловно потери отдельных образцов и коллекций были, о чем можно только сожалеть. Во время Великой Отечественной войны коллекции минералогического музея складировались в подвалах Научной библиотеки, а в 1945 году они были возвращены в музей и конечно не без потерь. Часть коллекций была передана для открытия минералогического музея политехнического университета.

Кроме того в 1989 году после капитального ремонта университета, геологическое отделение переехало в северное крыло здания на бывшие площади химического факультета. Переезд музея конечно был не простым. Когда все коллекции были перевезены в отведенное под музей помещение выяснилось, что требуется еще дополнительное вмешательство строителей. Пришлось снова перемещать коллекции в промежуточное помещение (сейчас это ауд. 143, 144). Сложность переезда (уже дважды), кроме чисто технической заключалась еще и в том, чтобы сохранить, не растерять образцы (перевозили на открытых тележках-платформах). Потерь не удалось избежать.

После переезда нужно было привести все в порядок и образцы и само помещение. Витрины отреставрировали, т.е. привели их в «первозданное» состояние, сняли с них слой черной краски и лака. Эта работа длилась два года, которую проводили мастера-краснодеревщики из Томскреставрации и витрины засияли. Параллельно шла работа по восстановлению постоянной учебной экспозиции, подбор выставочного материала, размещение фондов. Зал, в котором разместились экспозиции музея, по площади в два раза большего прежнего, в центре зала размещен ряд стеклянных витрин. И сегодня музей выглядит очень презентабельно и в этом конечно большая заслуга заведующей музеем Свешниковой В.Л. И можно сказать, что красота нынешнего музея – это дело ее рук. Она любит свою работу, заинтересована в процветании музея, постоянно обновляет экспозиции, выставки.

В настоящее время фонды музея насчитывают свыше 30 тыс. образцов. Они представляют 700 минеральных разновидностей минерального царства. Коллекции музея систематизированы по принятой научной классификации. Они имеют важное учебно-вспомогательное значение и постоянно востребованы в классических формах учебного процесса (лекции, практические занятия) курсов: «Минералогия», «Минералогия ювелирного камня», «Минералогия руд», «Геология месторождений полезных ископаемых», «Биоминералогия».

Наиболее значительна по объему систематическая коллекция, представляющая собрание минералов по следующим классам:

  • самородные элементы;
  • сульфиды и их аналоги;
  • галоидные соединения;
  • оксиды, гидрооксиды;
  • кислородные соли;
  • силикаты.

Практически не уступает ей по объему коллекция рудных и нерудных месторождений. Она формировалась в разные годы преподавателями и студентами геолого-географического факультета, выезжавшими в экспедиции в тот или иной регион страны. Большую помощь в ее комплектации им оказывали и оказывают выпускники, работающие в геологических организациях России и стран ближнего зарубежья. Наиболее полно в экспозиции представлены минералы Кольского полуострова, Урала, Рудного Алтая, Горного Алтая, Дальнего Востока и Приморья, Казахстана, Якутии, Средней Азии, Памира, Монголии.

Коллекции музея широко используются в научно-исследовательской работе студентов, которые под руководством сотрудников кафедры минералогии и геохимии и заведующей музеем выполняют курсовые работы, бакалаврские и магистерские диссертации. Фонды музея используются также при подготовке кандидатских и докторских диссертаций. На базе музея ежегодно проводятся курсы повышения квалификации в области геммологии для сотрудников различных государственных учреждений, организуются и проводятся конференции по геммологи, в которых участвуют специалисты России и стран ближнего зарубежья.

К минералогическим коллекциям музея обращаются не только студенты и сотрудники геолого-географического факультета, но и других факультетов университета, а также других вузов города.

Образовательная деятельность музея неразрывно связана с просветительской работой. Частыми гостями в стенах университета и музея являются учащиеся школ, гимназий Томска, а в дни школьных каникул и соседних городов и сел. Занимательные рассказы о минералах всегда привлекают и пользуются большим интересом у посетителей (школьники, студенты, аспиранты, сотрудники, зарубежные гости), о чем свидетельствуют записи в книге учета посетителей.

Музей ведет просветительскую работу не только в стенах университета, но и за его пределами. Сотрудники кафедры и музея проводят научно-популярные лекции в школах, лицеях, гимназиях с показом специально подобранных по темам минералогических коллекций, также выступают в печати, по радио и телевидению.

В музее организованы постоянные выставки:

«Первые поступления» - демонстрирует образцы минералов подаренные к открытию музея;

«Новые поступления» - показывает наиболее интересные, уникальные образцы минералов, переданные в дар музею сотрудниками, студентами, выпускниками геолого-географического факультета и гостями;

«Физические свойства минералов» - показывает цвет, спайность, блеск природных химических соединений;

«Синтетические минералы» - отражает определенные достижения в области синтеза аналогов минерального сырья, в частности синтетического кварца, рубина, изумруда, шпинели, опала и др. минералов, представляющих интерес для науки и техники;

«Псевдоморфозы» - показывает замещение одних минералов другими с сохранением внешней формы исходного материала;

«Продукты извержения вулканов»;

«Полезные ископаемые Томской области»

В музее организуются выставки личных коллекций преподавателей, сотрудников и выпускников университета.

Экспозиции музея размещены в одном обширном зале площадью 170м2, выставлены в деревянных шкафах-витринах, которыми был оборудован музей во время открытия и только центральный ряд зала представлен витринами из стекла и металла, в котором выставлены нарядные, сверкающие самоцветы, всегда привлекающие внимание гостей.

Богатые фонды минералогического музея несут ценнейшую информацию, накопленную за 125-летний период его существования. Они позволяют посредством экспозиций, экскурсий, выставок, лекций популяризировать геологическое знание, проводить профориентацию школьников, воспитывать у молодежи любовь к родной природе.

Текст: В.Л. Свешникова; оформление Зенина К.С.